Если вы не в курсе, то капоэйра – это бразильское национальное боевое искусство. От всех остальных видов боевых искусств капоэйру кардинально отличает то, что она больше походит на танец или некие парные акробатические упражнения. Обилие акробатики, преимущественное использование ударов ногами и подсечек, а также неповторимый колорит национальной бразильской музыки – вот что такое капоэйра по своей сути.
Впрочем, если вы искали словарь терминов капоэйры, то, наверняка, имеете о ней, как минимум, общее представление.

А
Абада - Associacao Brasileira de Apoio e Desenvolvimento da Arte-capoeira (бразильская ассоциация поддержки и развития искусства капоэйра)
Агого - музыкальный инструмент, двойной металлический колокольчик, на котором играют, ударяя по нему палочкой
Алуно - ученик, начинающий, первые уровни капоэйристов от серого до оранжево-синего пояса
Амазония - один из стилей игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, при этом используя преимущественно нижнюю технику
Ангола - см. Капоэйра Ангола
Анголейру - человек, играющий капоэйру Ангола
Араме - Буквально “проволока”. Струна для беримбау. Араме соединяет оба конца верга (деревянного лука) образуя беримбау. Для изготовления араме обычно берется корд из старых автопокрышек. Раньше для этого использовали сухожилия животных
Армада - удар ногой с разворота ребром стопы
Армада Дупла - вертушка в прыжке с двумя сдвинутыми вместе ногами
Армада Пулада - армада в прыжке
Армада ком Мартэлу - боковой удар в прыжке с разворотом в воздухе (наносится подъемом стопы или передней частью голени)
Аррастау - бросок с помощью рук и головы
Атабак(е,у) - барабан для аккомпанирования капоэйристским рода. Практически аналогичен барабанам конга
Ау Аберту - колесо
Ау Агули - рандат
Ау Батидо - удар, стоя на одной руке, в разножке (клюв попугая)
Ау Дубрау - колесо с выходом через мостик
Ау Жиратория - колесо с вращением
Ау Кортаду - колесо, оборванное на половине движения
Ау Понтэ Сэм Мау - колесо без рук с прогибом в спине в конце движения
Ау Сэм Мау - колесо без рук
Ау Фешаду - Ау с согнутыми перед грудью ногами
Ау Флорис - бланш
Ау Чибата - переход в нижние позиции со скруткой через руки с ударом прямой ногой
Ау Эскусито - перевёрнутое ау
Ау ди Коста - Ау назад, похожее на макаку
Аше - чувство радости, эйфории; энергетика капоэйра, состояние капоэйристов в роде (см. рода)

Б
Бакета - Деревянная палочка примерно 30 см в длину. Ударяя ею по струне играют на беримбау
Бананейра - нанесение ударов ногами, стоя на руках
Банда ди Коста - подсечка-выбивание ноги партнёра
Банда ди Френч - подсечка
Батерия - оркестр капоэйра
Батизаду - церемония вручения первого пояса, посвящение, на церемонии батизаду капоэйрист может получить прозвище
Бенгела - один из стилей игры капоэйра, в котором удары выполняются медленнее чем джинга, а движения выполняются в основном с опорой на три точки
Бенсу - прямой удар (наносится пяткой)
Бенсу Пулада - прямой удар в прыжке
Беримбау - Музыкальный струнный инструмент, имеющий форму лука, который задает темп мелодии и, соответственно, темп капоэйристской игры. Состоит из гибкой палки с натянутой металлической струной и резонатором из высушенной тыквы, считается самым древним музыкальным инструментом из известных. Как правило в рода присутствуют три беримбау: гунга, медио и виола или виолинья, однако мастер Бимба практиковал использование для роды только одного беримбау.
Бимба - мэстрэ, основатель направления Режиональ, благодаря ему капоэйра стала широко известна
Бока ди кальса - бросок с обхватом за обшлаги штанов

В
Верга - Палка длиной около полутора метров, из которой изготавливают дугу для беримбау. Обычно для этого используют ветви бразильского дерева бириба, но годится любой упругий сорт, например, орех
Вингачива - выталкивание плечом через бедро
Винтем - Синоним – добрао. Старая бразильская или португальская монета. Так же называется предмет (тяжелая монета, шайба или плоская галька) , используемый для игры на беримбау. Нажимая им на струну-арамэ получают высокий звук, приподняв – низкий, слегка касаясь – приглушенный дребезжащий
Виола, виолинья - Беримбау, имеющее самую высокую тональность в оркестре, как сольная или ведущая гитара. В сопровождении гунга и медио используется для синкопирования и импровизации
Во до Морсегу - удар-толчок 2-мя ногами в прыжке
Вольта ау мундо - перерыв в игре, в котором играющие капоэйристы не выходя из круга совершают один или несколько обходов круга против часовой стрелки, после чего продолжают игру

Г
Галопантэ - удар ладонью
Ганж - удар подошвой
Градуадо - уровень капоэйриста, соответствующий синему поясу
Гримаш - палки для макулеле
Гунга - Беримбау-бас. При игре вместе с беримбау медио и виолинья задает ритм. Обычно на нем исполняют одну из базовых тем с незначительными вариациями. Инструмент с особенно глубоким звучанием также называют берра бои (по португальски значит «ревущий бык»)

Д
Джинга - покачивание, шаг, танец, визитная карточка капоэйра, \"раскачивающееся\" передвижение во время поединка
Джого - Переводится как «игра». Относится ко всему, происходящему внутри круга (рода). Джогар – играть капоэйра. Джогадор – капоэйрист
Добрау - монета или камешек, с помощью которого музыкант прижимает струну беримбау
Дону да рода - человек, ведущий роду
Дубрау - монета для игры на беримбау
Дэдэйра - удар пальцами в глаза

Ж
Жогу (жога) - игра, поединок
Жоэляда - удары коленями

И
Иуна - ритм и стиль игры, придуманный местре Бимба, при котором капоэйристы демонстрируют сложную технику и акробатические элементы

К
Кабаса - Высушенная тыква, в которой проделано круглое отверстие. Выполняет функцию резонатора в беримбау, усиливая звуки издаваемые бакетой. Прикрепляется к верге той же веревочной петлей, что стягивает струну-араме
Кабесада - удар головой
Калоуру - человек, который сравнительно недавно начал заниматься капоэйрой
Камара - \"друг\", \"товарищ\" - так капоэйристы называют друг друга
Камарадинья - восхваляющая песня
Капоэйра - афро-бразильское боевое искусство
Капоэйра Ангола - После открытия в 1930 г. мастером Бимба капоэйры Регионал, традиционный стиль капоэйры стал называться Ангола. Обычно в Ангола используют более медленный ритм и держатся ближе к земле, чем в Регионал. Индивидуальные поединки как правило требуют больше времени, особое внимание отводится телесному диалогу, эстетическим качествам и маландрагем
Капоэйра Регионал - Стиль капоэйры, созданный в Байе мастером Бимба (Маноэль дос Рейс Мачадо) в 30-е годы этого столетия. Бимба видоизменил многие удары традиционной капоэйры, и сформировал более агрессивный и менее “приземистый” стиль. Регионал отличается от Ангола и более быстрой игрой беримбау, на котором в основном исполняют какой-либо из ритмов, составленных мастером Бимба. Сегодня чистый стиль Регионал, практиковавшийся мастером Бимба и его учениками, довольно редок. Наибольшее распространение получила гибридная школа, которую можно назвать Регионал/Сензала (см. Сензала)
Карибэ - прямой удар пяткой в Негачиве
Кашиши - погремушка, шейкер, плетёная корзиночка с зёрнами внутри. Держа её в правой руке и встряхивая в такт музыке, музыкант, играющий на беримбау, акцентирует ритм
Квадрос - см. Корридос и квадрос
Кеда ди Гинч - перевернутая позиция, стоя на согнутых руках и голове с опорой локтём в боковую область туловища
Кеда ди Кватро - отползание, уход назад на 4-х конечностях
Кеда ди Трэс - защитная позиция сидя на носках
Кешада - удар прямой ногой наружу (наносится внешней частью стопы)
Кокоринья - защитная позиция, полусидя на корточках
Кордау - шнур, пояс, верёвка. Цвет кордау определяет уровень капоэйриста
Корпо фешадо - «закрытое тело». Человек, который с помощью специальных магических ритуалов якобы стал практически неуязвимым для всевозможных видов оружия
Корридос и квадрос - Песни, состоящие из одного-двух куплетов, запеваемых солистом и доканчиваемых хором. Это самые короткие из трех типов песен для рода, присутствующие как в капоэйре Регионал, так и Ангола
Круз - бросок при атаке с помощью Бенсу и т.п.
Куадрас - Четверостишья-диалоги, исполняемые солистом и хором
Кутавелада - удар локтём

Л
Ладаинья - Песня, служащая типичным вступлением к рода или игре. В отличие от остальных песен в капоэйре, представляющих собой род диалога с хором, ладаинья исполняется солистом, обычно сидящим возле беримбау. В конце ладаиньи поющий без остановки переходит к канто де энтрада, в которой славит мастеров капоэйры, известных игроков и места, связанные с историей капоэйры. Каждая из здравиц как бы подтверждается хором игроков, повторяющих ее слова. Например солист запевает «Иэ, вива Пастинья» («Да здравствует Пастинья»). Хор отвечает «Э, вива Пастинья, камара». Ладаиньи – неотъемлемая часть капоэйры Ангола. Мастер Бимба заменял их пением куадрас и корридос (см. соответствующие термины)

М
Макаку - движение похожее на фляк через руку
Макулеле - танец с деревянными палками
Маландражи - подлый обман; первая ступень в капоэйре
Маландро - Бродяга, мошенник, жулик. Является неотъемлемой принадлежностью легенд капоэйры и популярным персонажем в культурной традиции бразильской нации. Маландрагем капоэйры это синоним сложного в исполнении действия, преследующего труднопредсказуемые цели
Малисиа - коварство, изящество, хитрость, злость
Малисья - хитрость, уловки, обманные движения в капоэйра
Манджингейру - колдун; человек, владеющий манджингой
Мандинга - Магия или колдовство. Знание основных природных стихий и умение управлять ими с помощью магических ритуалов
Мандингейро - Человек, поднаторевший в мандинга
Марипоза - вращение в прыжке вокруг оси, проведённой вдоль тела, в горизонтальной плоскости
Мартэлу Ротадо - боковой проносный удар (наносится подъемом стопы или передней частью голени)
Мартэлу ди Жиру - боковой удар из джинги с опорой на руки (наносится подъемом стопы)
Мартэлу ди Чау - боковой удар из негачивы с опорой на руки (наносится подъемом стопы)
Мартэлу ди Штрау - боковой щелчковый удар (наносится подъемом стопы)
Меа Луа Солто - вертушка без опоры на руки (наносится частью стопы)
Меа Луа ди Компассо - удар пяткой с разворота с опорой на руки
Меа Луа ди Френч - удар прямой ногой вовнутрь
Меа Луа на Гинч - Меа Луа с \"опусканием\" в Кеда ди Гинч
Медиа, медиум, медио - Также просто беримбау или беримбау де сентро. В оркестре вместе с гунга и виолинья исполняет ту же роль, что и ритм-гитара: играет базовую тему, периодически переходя к ее традиционым вариациям
Местрандо - уровень капоэйриста, предшествующий местре, соответствует красному поясу
Местре - Мастер капоэйры. Самый высокий уровень в капоэйра, соответствует красно-белому поясу. Руководитель школы носит почётное звание грао-местре и белый пояс.Во многих современных школах критерием мастерства является удовлетворение некоторым формальным требованиям. Традиционно же, это звание было символом признания заслуг капоэйриста со стороны других игроков и остального общества. Мастером становились после многих лет (обычно не менее десяти) практики игры и преподавания капоэйры.
Мортал - сальто

Н
Негачива - нижняя позиция, сидя на носке одной ноги, с выпрямленной второй
Негачива Ангола - ангольский вариант негачивы
Негачива Дерубау - бросковая негачива

П
Пальма - прямой удар рукой
Пандейро(у) - Бразильский бубен-тамбурин
Пассо-а-дуас - Связанные шаги – ритуализованное движение, встречающееся только в капоэйре Ангола. Пассо-а-дуас начинает один из игроков, застыв в центре круга с поднятыми руками. Другой приближается к нему используя какой-либо из принятых способов подхода, вместе, они делают три шага вперед и назад, затем осторожно расходятся и продолжают игру. Как и вольта до мундо может использоваться, чтобы перевести дух или переломить ход игры в свою пользу
Патуа - Магический амулет, обычно носимый на шее для защиты от травм и злых духов
Паштинья - мэстрэ, который основал школу капоэйры Ангола
Пиау ди Кабеса - вращение на голове
Понтэйра - прямой удар
Профессор - уровень капоэйриста, соответствующий коричневому поясу

Р
Райз - Комбинация Меа Луа ди Компассо с Армада ком Мартэлу
Растейра - Подсечка, подкат. Одно из наиболее характерных движений капоэйры
Режионал(ь) - см. Капоэйра Регионал
Резистенция - позиция на четырех опорах спиной вниз
Реко-реко - трещётка
Реложио - часы, вращение в горизонтальной плоскости на руке
Рода - По-португальски значит «колесо». Круг, в котором происходит игра капоэйры. Обычно его границы обозначены стоящими игроками или зрителями. Символизирует солнце. Возглавляют круг музыканты, внутри круга танцуют игроки
Рода ди Руа - уличная рода
Роле - смена Негачивы через 4 опоры, вращение

С
Сальвэ - приветствие
Сао бенто - ритм и стиль игры, быстрая игра с быстрыми ударами
Секвенция - последовательность движений, их связка
Сензала - Направление в капоэйре, сформированное в г. Рио де Жанейро группой молодых капоэйристов в середине шестидесятых годов. В целом построено на методике мастера Бимба. Дополняет ее несколькими новыми приемами обучения, расширенной разминкой и некоторыми техниками, заимствованными из восточных единоборств
Синтура депрезада - Комплекс из четырех акробатических упражнений, созданный мастером Бимба для отработки у капоэйристов навыков приземляться на ноги из всех положений
Соло - одиночное выступление капоэйриста, в котором он показывает связанную последовательность движений и демонстрирует технику
Соло Рода - Рода, внутри которой осуществляются сольные выступления капоэйристов

Т
Телефон - удар 2-мя ладонями по ушам
Тизора Ангола - скольжение к партнёру с расставленными в стороны ногами
Тизора ди коста - заднее высекание ножницами
Тизора ди френч - переднее высекание ножницами
Токе - ритм, исполняемый на беримбау
Трока ди кордас - \"смена поясов\", церемония присвоения нового пояса

Ф
Финта - обманное движение, заход на удар без выполнения удара
Фолха Сека - сальто на одну ногу
Формаду - выпускник школы капоэйра
Фундаментос - Буквально «основы» или «истоки». Используется для обозначения философских корней капоэйры

Х
Хаштэйра ди френч - передняя подсечка с опорой на руки

Ч
Чапа Байса - низкая чапа
Чапа ди Жиру - чапа с разворота
Чапа ди Коста - толкающий удар одной или 2-мя ногами с опорой на руки (Ангольский вариант)
Чапа ди Френч - толкающий удар развернутой вовнутрь стопой

Ш
Шамада - вызов
Шулас - Может использоваться для обозначения как песен в целом, так и песен средней длины – меньше, чем ладаинья, но больше, чем корридо

Э
Эс Добраду - комбинированный удар, включающий в себя аштэйра и мартэлу ди чау
Эсквива диагональ - широкий шаг по диагонали с опорой на руку в конце шага, уклон от удара
Эсквива латерал - широкий шаг в сторону, уклон от удара

Ю
Юна - см. Иуна

Читайте еще:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *