В далеком Средневековье фехтование считалось одной из «семи благородных страстей рыцаря». В Испании в начале XV века фехтовальное искусство было важнейшая составляющей боевой подготовки воинов. В середине XVI века центром развития фехтования стала Италия, а затем и Франция, где высоким фехтовальным мастерством славились королевские мушкетеры.
С XVII века как отдельное искусство начало развиваться спортивное фехтование. И в программу первых Олимпийских игр современности оно было включено безоговорочно.
В России фехтование культивируется с Петровских времен. Первые же официальные состязания за звание чемпиона России были проведены в 1860 году. Олимпийский дебют российских фехтовальщиков состоялся в 1912 года. Правда, оказался неудачным – не было завоевано ни одного первого места. Первый олимпийский успех российских фехтовальщиков датирован 1952 годом. А уже начиная с 1960 года наши спортсмены становились обладателями золотых медалей на всех Олимпийских играх, в которых принимали участие.
Надеюсь, данный словарь терминов спортивного фехтования поможет вам стать более квалифицированными болельщиками увлекательных и динамичных состязаний современных рыцарей, гардемаринов и мушкетеров.

А
Атака — инициативное наступательное действие с целью нанесения укола (удара), выполняемое выпрямлением вооруженной руки с непрерывной угрозой поражаемой поверхности противника.
Атака основная — начинающая боевую схватку.
Атака на подготовку — выполненная на противника, приближающегося с целью перехода в атаку.
Атака ответная — выполненная на противника, отступающего после неудавшейся атаки.
Атака повторная — выполненная на противника, защитившегося без попытки ответа, отступлением или уклонением.
Атаки обоюдные — начинаемые и завершаемые обоими фехтовальщиками одновременно.
Атака простая (ответ, контратака, ремиз, нападение с прямой рукой) — выполняемая с однотемповым движением оружия.
Атака с действиями на оружие — состоящая из батмана (захвата, завязывания) и укола (удара).
Атака (ответ) с финтами — выполняемая с угрожающими движениями оружием и уколом (ударом).
Атака комбинированная — состоящая из действия на оружие, финтов и укола (удара).
Атака с задержкой — выполняемая с кратковременной остановкой оружия по ходу выполнения финта или укола (удара).

Б
Батман — удар оружием по клинку противника с целью его поколебать или вывести за пределы поражаемой поверхности.
Батман (захват, отбив) прямой — выполняемый перемещением клинка в горизонтальной плоскости.
Батман (захват, отбив) полукруговой — выполняемый перемещением клинка в вертикальной плоскости.
Батман (захват, отбив) круговой — выполняемый вертикальным и горизонтальным перемещениями клинка с возвратом в первоначальную позицию.
Батман (отбив) проходящий — выполняемый скользящим движением вдоль клинка с последующим обведением острия.
Батман (отбив) ударный — выполняемый встречным движением клинка к оружию противника.
Боевая стойка — положение фехтовальщика, отражающее его готовность к ведению поединка.
Боевая схватка — отдельный эпизод поединка, состоящий из непрерывно следующих действий.
Бой — спортивный поединок на холодном оружии, обусловленный правилами соревнований.
Бой ближний — фрагмент поединка, в котором участники имеют возможность поразить противника, действуя только оружием.
Бой наступательный — с преимущественным применением атак, завоеванием поля боя.
Бой оборонительный — с преимущественным применением средств противодействия атакам (защит и ответов, контратак, нападения с прямой рукой), отступления и уклонения.
Бой маневренный — с постоянными глубокими перемещениями по фехтовальной дорожке.
Бой позиционный — с незначительными перемещениями по фехтовальной дорожке.
Бой скоротечный — с борьбой за атаковую инициативу и незначительной подготовкой боевых действий.
Бой выжидательный — с продолжительной подготовкой боевых действий.

В
Владеть соединением — быть защищенным от нападений прямо.
Вызов — действие, побуждающее противника на применение определенного действия.
Выпад — движение фехтовальщика вперед из боевой стойки толчком сзади стоящей ноги и последующей опорой на выставляемую вперед стоящую ногу.

Г
Гарда — металлический щиток выпуклой формы на эфесе оружия для защиты кисти от уколов (ударов).
Границы поля боя — линии, ограничивающие фехтовальную дорожку (боковые и задние).

Д
Двойной перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в другой сектор, с целью обойти прямую (полукруговую) защиту противника.
Действие — движение фехтовальщика, применяемое для решения тактических задач в отдельной схватке.
Действие однотемповое (двухтемповое, трехтемповое, многотемповое) — продолжительностью выполнения одного (двух, трех, серий) движения (действия) оружием.
Действие подготавливающее — без задачи нанесения или отражения укола (удара).
Действие обусловленное — основанное на быстроте простых двигательных реакций, с предопределенным сектором завершения нападения, направлением действия на оружие и финтов, их количеством, направлением защитного движения оружием.
Действие с выбором — основанное на проявлениях дизъюнктивных сложных реакций, состоящее из двух или нескольких вариантов защиты (нападений).
Действие с переключением — основанное на проявлениях дифференцировочных реакций, выполняемое непрерывно в ходе схватки после другого начавшегося действия.
Действие преднамеренное — действие, выполнение которого спортсмен заранее предполагал.
Действие экспромтное — выполняемое при неожиданно возникающем поводе.
Действие преднамеренно-экспромтное — с преднамеренной начальной фазой и экспромтным завершением.
Действие первого намерения — без передачи противнику тактической и временной правоты в ходе схватки.
Действие последующих намерений — с передачей противнику тактической правоты или преимущества во времени и последующим их завоеванием в ходе непрерывной схватки.
Действие с выигрышем темпа — с опережением продолжительностью выполнения одного простого действия оружием, фиксируемым визуально руководителем боя на рапире и сабле, электрофиксатором — на шпаге.
Действительный укол (удар) — отчетливо нанесенный в поражаемую поверхность.
Дистанция — расстояние между фехтовальщиками в поединке.
Дистанция ближняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой.
Дистанция средняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом) с выпадом.
Дистанция дальняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), сделав предварительно шаг вперед и выпад («стрелу»).
Дистанция сверхдальняя — расстояние между фехтовальщиками, превышающее длину атаки со скачком и выпадом («стрелой»).
Доктрина фехтовальщика — понятие, отражающее подход спортсмена к решению конкретных задач схватки, боя, соревнования.

З
Завязывание — разновидность захвата с перемещением клинка противника в различных плоскостях.
Закрытие назад (вперед) — возвращение в боевую стойку после выпада, шага (скачка) и выпада.
Захват — силовое воздействие оружием на клинок противника в соединении с ним.
Защита — отражение оружием оружия противника, совершающего атаку или контратаку.
Защита конкретная — применяемая с целью отражения нападения противника в определенный сектор.
Защита обобщающая — выполняемая для отбива оружия нападающего противника при разнонаправленных перемещениях клинка.

И
Игра оружием — перемещение клинка как при отсутствии, так и при наличии контакта с оружием противника.
Исходное положение перед боем — положение фехтовальщика с вытянутым вперед оружием и маской в невооруженной руке.

К
Комбинация приемов (действий) двухступенчатая (трехступенчатая)
— состоящая из двух (трех) непрерывно выполняемых в одной схватке действий или приемов нападения и маневрирования.
Контратака — нападение на противника с целью опередить начатую им атаку или избежать укола оппозицией, уклонением.
Контрзащита — отражение оружием ответа противника.
Контрответ — нападение, выполняемое непосредственно после отражения оружием ответа противника.
Контртемп — нападение с целью опередить атаку противника на подготовку.

Л
Лезвие — рубящий край сабельного клинка.
Линии фехтовальные — условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.
Ложные нападения и защиты — выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной — при отражении его нападений.

М
Маневрирование — глубокое перемещение по полю боя.
Маскировка — действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.

Н
Намерение — тактическая задача боевого действия.
Нападение — попытка нанести укол (удар) вне зависимости от тактической правоты или разницы во времени между действиями фехтовальщиков.
Нападения встречные — выполненные с целью противодействия атакующему (наносящему ответ) противнику, при взаимных попытках нанесения укола (удара).
Нападение с прямой рукой (укол из положения «оружие в линии») — нападение на атакующего с целью использовать тактическую правоту при взаимных уколах, избегая столкновения с оружием противника.
Недействительный укол (удар) — нанесенный в непоражаемую поверхность фехтовальщика.
Непоражаемая поверхность — части тела фехтовальщика, нападения в которые не засчитываются.

О
Обух — утолщенный край сабельного клинка.
Оппозиция — силовое воздействие оружием на оружие противника с целью закрыть один из секторов поражаемой поверхности в ходе нападения и избежать укола (удара).
Оружие фехтовальное — рапиры, шпаги, сабли, состоящие из клинка, гарды, рукоятки.
Острие клинка — конец оружия, предназначенный для нанесения укола, имеющий наконечник.
Отбив — отражение клинка противника, приближающегося к поражаемой поверхности.
Отбив отведением — выполняемый из соединения силовым противопоставлением своего клинка оружию противника.
Отбив подстановкой — выполняемый выдвижением сильной части клинка в определенный сектор.
Отбив уступающий — выполняемый противопоставлением сильной части своего клинка оружию противника путем его перемещения из верхнего соединения в нижнее или из нижнего в верхнее.
Ответ — нападение, выполняемое непосредственно после защиты.

П
Перевод — нападение, выполняемое с обведением клинка, гарды или вооруженной руки противника.
Перенос — нападение, выполняемое с обведением острия клинка противника.
Перемена соединения — перемещение оружия из одной линии в другую.
Позиция — положение оружия по отношению к собственной поражаемой поверхности фехтовальщика.
Показ укола (удара) — угрожающее движение оружием в направлении поражаемой поверхности противника, имитирующее начальную фазу нападения.
Поле боя — площадка, предназначенная для ведения поединка фехтовальщиков.
Поражаемая поверхность — части тела фехтовальщика, нападения в которые засчитываются в соревнованиях.
Правый (левый) бок — часть туловища фехтовальщика, поражаемая в боях на саблях.
Прием — специализированное положение и движение фехтовальщика, отличающееся характерной двигательной структурой, взятое вне тактической ситуации.
Приемы маневрирования — шаги, скрестные шаги, скачки, бег, закрытия после выпада.
Приемы нападения — выпад, «стрела», шаг (скачок) и выпад.
Прямая рука — положение, в котором вооруженная рука спортсмена выпрямлена, а острие клинка угрожает поражаемой поверхности.

Р
Разведка — действие, применяемое с целью получения информации о противнике.
Рапира — спортивное колющее оружие весом 500 г с клинком длиной до 90 см прямоугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 12 см.
Ремиз — нападение после столкновения с защитой противника с целью опережения ответа.

С
Сабля — спортивное рубяще-колющее оружие весом до 500 г с клинком не более 88 см трапецевидного сечения и овальной гардой, имеющей дужку.
Салют — приветствие движением оружия.
Сектор — часть поражаемой поверхности фехтовальщика, ограниченная вертикальной и горизонтальной линиями, пересекающимися в центре гарды. сектор может быть верхним или нижним, внутренним или наружным.
Скачок — перемещение фехтовальщика без скрещивания ног с использованием безопорной фазы.
Скрестный шаг — перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног.
Соединение — соприкосновение клинков.
Средства фехтования — действия, используемые фехтовальщиками в бою, а также технические приемы и боевые действия, применяемые в процессе тренировки.
Столкновение — резкое соприкосновение фехтовальщиков какими-либо частями тела по вине одного или обоих спортсменов.
Стрела (бросок или «флеш») — прием нападения, выполняемый бегом или прыжком из боевой стойки и приземлением на выставляемую сзади стоящую ногу.
Строевая стойка — положение фехтовальщика с оружием и маской в невооруженной руке.
Схватка одноактная (двух, трехактная, многоактная) — состоящая из одного действия (двух, трех, многих действий) спортсмена, а также противодействия противника.

Т
Тактика — характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.
Тактическая правота — преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.
Техника — совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.

У
Удар — прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.
Удвоенный перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.
Уклонение — перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.
Укол — прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой, фиксируемое аппаратом-электрофиксатором.

Ф
Фехтование — вид спорта, представляющий собой единоборство на холодном спортивном оружии.
Фехтовальный темп — продолжительность выполнения одного простого действия.
Финт — угрожающее движение оружием, вызывающее у противника реагирование защитой.

Ч
Части клинка — условное деление клинка на слабую (ближнюю к острию оружия), среднюю и сильную (ближнюю к гарде) части.
Чувство боя — специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности двигательных восприятий.
Чувство времени — специализированное свойство фехтовальщика в оценке микроинтервалов времени.
Чувство дистанции — специализированное свойство фехтовальщика6 основанное на точности оценки расстояния до противника.
Чувство оружия — специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности тактильных восприятий.

Ш
Шаг — перемещение фехтовальщика по полю боя, исключающее безопорную фазу и скрещивание ног.
Шаг (скачок) и выпад — прием нападения, состоящий из непрерывно выполняемых шага (скачка) и выпада.
Шпага — спортивное колющее оружие весом до 770 г с клинком длиной до 90 см трехугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 13,5 см.

Э
Электрофиксатор — аппарат для судейства боев, фиксирующий уколы и удары в фехтовании на рапирах, шпагах, саблях, преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.

Читайте еще:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *